суббота, 25 августа 2012 г.

Корпоративная культура или религия, как способ управления людьми

Корпоративная культура или религия.

Объединение всех усилий работников для достижения целей организации называется синергетическим эффектом. В отличие от работы индивидуальной, эффективность труда в этом случае увеличивается в разы. Для того, чтобы сотрудники трудились в едином русле создана корпоративная культура или даже религия. Как этого добиваются руководители, и не является ли это банальным выжиманием соков из подчиненных?


Причина внедрения корпоративной культуры проста – если человек выполняет работу только ради денег, то он никогда не будет абсолютно лоялен к действиям руководства, и максимально выкладываться в деле. В результате, в любой момент он может уйти и забрать свои наработки, которые сделал в данной фирме, да еще и чужие прихватить. А вот работа за идею, привязанность к ценностям компании, коллективу, гораздо более эффективный мотиватор. Если определенная идея актуальна для большого числа сотрудников, то образуется тот самый синергетический эффект, и цель собственника компании достигается быстрее и действеннее.

Бизнес-культ присущ, прежде всего, торговым организациям, т.к. он позволяет черпать вдохновение для убеждения клиентов. Ведь давно известно, что лучше всего продает тот, кто сам убежден в исключительных свойствах своей компании и продаваемого товара.

Использование корпоративной идеологии российские компании переняли с запада и приправили японским соусом. В США рыночная экономика формировалась под влиянием множества религиозных течений. Проще говоря, у баптистов были свои предприятия, у мормонов – свои и т.д. Работников принимали исходя из их вероисповедания и следования соответствующим принципам. Таким образом, сотрудники были объединены общими ритуалами, отношением к действительности, а цели компании воспринимались, как богоугодное дело и не шли в разрез с убеждениями работников.

В отличие от США, в России не существовало такого огромного количества религиозных групп. В связи с чем, собственникам предприятий было бы легче сформировать собственную идеологию и ритуалы "поклонения". Однако зачем изобретать велосипед? Многие главы крупных предприятий и не стали этого делать. Гимны, построения, преемственность, словно лекала, были сняты с иностранных корпораций.

Скопировано

Что касается "Страны восходящего солнца", то очень "заманчива" для наших управленцев их система пожизненного найма. Пусть она и дала сбой в связи с мировым кризисом, все же их подход являет собой пример идеального выжимания соков: несколько поколений работает в одной компании и детей, еще и не начавших трудовую деятельность, готовят к службе в той же корпорации. Что до свободы выбора, то она в расчет не берется. А уж продолжительность рабочего времени и строгая иерархия, по-прежнему являются заветной мечтой многих владельцев компаний. То, что желающих в полной мере использовать данную систему довольно много, подтверждает недавний проект изменений в Трудовой кодекс о 60-ти часовой рабочей неделе, который, по счастью, был отвергнут.

Как и корпорации к своеобразному синергетическому эффекту стремятся секты и масонские общества. Разница между ними в том, что секта стремится к увеличению своих адептов (последователей), а вот тайные общества строго отсеивают новичков. И то и другое распространено в российском бизнесе. Религия всегда использовалась правителями стран, как способ манипуляции гражданами, так что применение подобных принципов на предприятии всего лишь переход на микроуровень.

Всевидящее Око на долларах

В противовес объединению усилий и целей работников, нередко используется и манипуляция конфликтом, в рамках которого руководитель периодически сталкивает интересы сотрудников, чтобы они не создали коалиции против него. Задача та же – не допустить потери своих активов. Тем не менее, работа в конфликтной среде тоже своеобразная корпоративная культура или религия. Здесь действует идеология: "человек человеку - волк", а значит, внутренняя конкуренция приведет к увеличению личных результатов. При этом не нужно никаких гимнов, построений, командообразующих тренингов. Достаточно лишь похвалить или премировать одного сотрудника на глазах у других… А какая экономия!

Если вернуться к разговору о "бизнес-сектах" с именем и высоким рейтингом на рынке, то их организация более тонкая. Принципом является любовь, забота о благе ближнего, только вот реализуется она порой очень своеобразно. Например, во спасение коллеги можно настучать на него или подсидеть. Это ли не религиозная идея?

Таким образом, владельцам компании и сотрудникам стоит помнить: хоть работа и неотъемлемая составляющая существования, но она все-таки средство для жизни, а не наоборот! Альтруизм, который человек проявляет, отдавая всего себя работе, является обычно ложным, т.к. незаметно для себя часто человек теряет то, что по-настоящему делает его счастливым.

P.S.

Напоследок забавное видео (1 минута)

ПОЛУЧАЙТЕ НАШИ НОВЫЕ СТАТЬИ НА СВОЙ E-MAIL!

Комментировать в ВКонтакте

Комментировать в Facebook

0 Оставьте свой комментарий:

Отправить комментарий