воскресенье, 18 ноября 2012 г.

Импровизация с результатом, или новые веяния на рынке тренингов

На рынке тренингов повеяло свежим ветром. Кризис заставил тренеров предложить клиентам новые методики и по форме, и по сути. Строго расписанный сценарий обучения с краткосрочным эффектом уже никого не устраивает. Но стандарты преодолеваются не сразу. Наиболее перспективная форма тренинга в современных условиях – импровизация. Для многих в России она стала революционной. Об особенностях импровизационного метода расскажем подробнее.


тренинги, импровизация, рынок тренингов

Перемен, ждем перемен!

Словарь определяет "тренинг" как краткий и сжатый по времени курс из теории и практических заданий по теме. Со временем тренинги стали воспринимать в более широком смысле как форму любых групповых занятий. В том числе и психотерапевтических: собрание алкоголиков, клептоманов и др. В интернете даже гуляет шуточный набор современных тем для тренингов нынешнего дня. Например: "Деловые переговоры: как дождаться сауны или банкета", "Эффективное управление персоналом в нетрезвом виде". Появление таких шуток показательно. Кроме иронии над темами, здесь есть недовольство привычными методами тренингов.

Классика

Любой тренинг направлен на раскрытие потенциала, формирование мотивации, новых умений, повышение самооценки. И как результат: личностный и профессиональный рост. Эти задачи актуальны и для отдельного человека, и для компании в целом. Но если в начале 2000-х годов руководители различных фирм и даже бюджетных организаций активно обращались к тренерам, то сейчас заметен явный спад. Только ли кризис в этом виноват? Сами руководители и участники тренингов отвечают на этот вопрос. Среди минусов называют: неэффективность, нет резкого и долговременного повышения прибыли.

Однообразие всех тренингов по форме проведения: тренер говорит, участники записывают. Потом несколько деловых игр. Тренер всегда в роли: "Я пришел вас научить". Занятие или примитивное, или скучное.

Неактуальность тем для данной конкретной ситуации, оторванность, незнание профессиональной специфики компании. На тренинге отдела продаж топливной компании приводят пример из области торговли продуктами. Избыток теории, "писанины" и недостаток проработки практических навыков. Часто предлагаемый тренинг – это клон западного образца, слегка "загримированный" под местные потребности. Но больше всего слушателей раздражает, когда тренер навязывает им четко структурированные сценарий и график обучения, стандартные вопросы, не учитывает их практический опыт, доминирует над группой.

Для того чтобы материал был усвоен участниками, а не отторгнут, важна харизма тренера. Ему знаний достаточно в пределах тем обучения, широкий кругозор не понадобится. Жесткую форму тренинга предпочитают заказывать руководители крупных компаний, где внутри действуют твердые рамки корпоративной культуры. Заказчику очень нравится, когда на этапе переговоров исполнитель предоставляет ему четко прописанный план тренинга, темы, цели, задачи. Впечатление закрепляет список фирм, работавших с этими тренерами.

Иной подход

Но появилось новое поколение тренеров, которые строят свою работу на основе творческого интерактива. Несмотря на прогрессивность, у нас приживается такая форма нелегко. От руководителя фирмы требуется творческий подход. Ведь главная цель тренинга – импровизации: создать самообучающуюся команду менеджеров нового уровня. Естественно, это потребует от компании глубинной перестройки, а не внешнего эффекта, что угаснет за месяц.

творческий подход, импровизация

При импровизационном подходе определена конечная цель работы. В сценарии прописываются лишь стратегические моменты. Подробности пути обучения зависят от взаимодействия группы и тренера. В ходе работ сценарий может измениться. Уже на первом этапе тренер демонстрирует участникам: главное – это их личный опыт. Решить проблему они могут только сообща, анализируя опыт друг друга, взаимодействуя между собой. В результате этого обнаруживаются новые варианты действий в ранее неразрешимой ситуации. А как же тренер? Отстраненно наблюдает за всем происходящим, пустив процесс на самотек?

Я не звезда!

Тренер-импровизатор – это специалист высочайшего уровня, психологически очень устойчив. Однако он должен иметь отличную реакцию, чтобы оперативно отслеживать и реагировать на краеугольные камни, обнаружившиеся в ходе коллективной работы. Он не приходит в группу с видом "звезды". Не демонстрирует позицию: "Я все знаю, делать надо так!"

звездный тренер

Знания его шире заданной темы. Тренер постоянно меняет свои роли в зависимости от преодоления этапов тренинга. Он не доминирует, а направляет группу по нужному пути. Постепенно становясь наставником, экспертом. Такая позиция требует постоянного творчества, роста и от тренера, и от групп.

Регулярность – ключ к успеху

Особенность импровизационных тренингов – в необходимой регулярности их проведения. Наибольший результат приходит, когда один тренер работает с одной группой на протяжении месяцев и даже лет, каждый раз решая конкретные, актуальные для этой фирмы в данное время задачи. Некоторые руководители осознали необходимость постоянства такой работы со своим персоналом, особенно когда бизнес компании строится в сфере обслуживания, человеческих коммуникаций. Обстановка здесь все время меняется, требует от сотрудника оперативно реагировать, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.

Есть все предпосылки надеяться, что тренинги в форме импровизация станут более востребованы у российских руководителей. А стремление ничего не менять, заплатить поменьше и получить эффект побольше останется лишь темой для анекдотов.

ПОЛУЧАЙТЕ НАШИ НОВЫЕ СТАТЬИ НА СВОЙ E-MAIL!

Комментировать в ВКонтакте

Комментировать в Facebook

0 Оставьте свой комментарий:

Отправить комментарий